Повальные (инфекционные) болезни с глубочайшей древности представляли собой наиболее тяжелые бедствия для человечества. На основе опыта борьбы с эпидемиями стало складываться представление о причинах их возникновения и распространения, делались попытки ограничить распространение этих болезней. Было установлено, что заражение возможно не только при контакте с инфекционными больными, но и при соприкосновении с вещами, находившимися в их пользовании. Из этих наблюдений вытекали и мероприятия, с помощью которых пытались бороться с эпидемиями: изоляция инфекционных больных, сжигание вещей больного, дезинфекция вещей и окружающего воздуха путем сжигания серы, обеззараживание огнем и сжигание трупов погибших от инфекционных заболеваний.
Во время эпидемии «черной смерти» в XIV в. стали применяться карантины, изоляторы и обсерваторы. Люди и грузы с подозрительных по заказе судов в течение 40 дней (итальянское guaranto — сорок) должны были находиться на воздухе, под солнечным светом. В XIV в. на Руси также при меняли карантины, запрещали священникам навещать инфекционных больных и хоронить умерших в черте города. Запрещалось также пользоваться вещами больного. В старых летописях есть указания на первые попытки дезинфекции зараженных вещей (окуривание дымом, замачивание метал лических вещей больного в уксусе).
Основоположник теории «контагионистов» Д. Фракасторо отмечал три способа передачи заразного начала: а) через соприкосновение: б) посредствам различных предметов (которыми пользовался больной); в) через воздух.
Родоначальник отечественной эпидемиологии Даиило Самойлович (Сущинский) последовательно придерживался контагионистических позиций. Он принимал участие в борьбе с несколькими эпидемиями чумы, описал их развитие и пытался обнаружить с помощью микроскопа возбудителя чумы в органах умершего. Провел эксперимент по изучению эффективности дезинфекции одежды больного чумой окуриванием специальным составом.
Другой крупный ученый, основоположник отечественной гигиены Л.П. Доброславин разработал способ обеззараживания нечистот и одним из первых рекомендовал использование насыщенного водяного пара для дезинфекции вещей инфекционных больных. Он и его сотрудники обосновали эффективность обеззараживания перегретым паром белья и одежды инфекционных больных в дезинфекционной камере и заложили основы парового метода камерной дезинфекции. При кафедре гигиены Военно-медицинской академии, которую он возглавлял, его ученики провели большое количество экспериментов, посвященных вопросам дезинфекции.
В 1874 г. в Одессе и в 1879 г. в Петербурге при инфекционных больницах были организованы дезинфекционные камеры, которые в известной мере удовлетворяли нужды городов по обеззараживанию квартирных очагов. Они явились первыми противоэпидемическими учреждениями в России.
Источник: Шкарин В.В., Шафеев М.Ш. Дсзинфектология: Руководство для студентов медицинских вузов и врачей.