Медицинская гигиена на войне
Медицинская помощь на войне.

Медицинская гигиена на войне

Врачей в армии не было

В России военно-санитарное дело никогда не отличалось хорошей организованностью и подготовленностью. До открытия в Москве в 1678 года первого в России «военно-временного госпиталя», в армии почти вовсе не было врачей. В то время от больных и раненых даже откупались, выдавая на руки на «лечьбу» деньги, а где и как лечиться – каждый решал сам. Первые постоянные военные госпитали были открыты Петром I в Москве лишь в 1707 году, а второй в С.-Петербурге в 1716 году и, далее, в Киеве, Ревеле и Риге. По мере переноса границ Российской Империи в западном и южном направлениях, военные госпитали создавались на вновь обретенных территориях Литвы, Белоруссии и Украины. Одновременно создавались полевые и дивизионные лазареты (шпитили). Но этого было ещё слишком мало для военно-санитарного обслуживания всей армии, и масса раненых умирала на полях сражений без всякой пищи и без какой бы то ни было помощи.

Наполеоновские войны и эпидемии

В период наполеоновских войн ситуация в военно-санитарном деле изменилась мало. Наполеон как-то сказал, что «неопытность хирурга наносит армии больший вред, чем батареи противника». Но дело заключалось не только в неопытности хирурга, а в общей организации санитарного дела в армии. К примеру: после сражения под Аустерлицем в 1805 году тысячи раненых были оставлены на месте сражения.

На военные медицинские кадры возлагалась также обязанность наблюдения за санитарным состоянием армии. С началом наступательных действий в российской армии, вступившей на заражённую территорию, стали отмечаться случаи массовых инфекционных заболеваний – сыпного тифа, дизентерии и др. Из-за отсутствия специализированных лечебных учреждений инфекционных больных возили по общим дорогам, нередко на порожних провиантских фурах, останавливаясь на общих станциях и распространяя инфекцию по коммуникациям армии, в госпиталях и в тылу. Армия инфицировалась от среды, в которой она действовала, и, в свою очередь, становилась источником распространения эпидемий среди населения.

Уже в начальный период войны с Наполеоном санитарные потери стали весьма ощутимыми. После соединения двух русских армий в Смоленске, вместо предполагавшейся численности личного состава в 160 тысяч солдат и офицеров, фактически же 3 августа 1812 г., оказалось около 112 тысяч человек. «Болезни, смертность от болезней, отставание съели эту огромную массу».

Только в Калуге от скопления громадного количества больных, раненых и пленных среди городских жителей стали развиваться заразные болезни (гнилая горячка, тифы), от которых увеличивалась смертность так, что по достоверным сведениям в ноябре – декабре 1812 года ежедневно в Калуге умирало от 50 до 70 жителей.

Крымская война, дезинфекция ран

К началу крымской войны 1853-1856 года в армии уже действовал Устав и Правила “Об учреждении … военных госпиталей”. Но несмотря на значительное улучшение военной медицины по сравнению с 1812 годом, летальность раненых в лечебных учреждениях была весьма высокой вследствие раневых осложнений (газовая гангрена, пиемия, сепсис) и внутригоспитальной инфекции.

В войсках были широко распространены острозаразные заболевания. Обычно потери войск от болезней в несколько раз превышали потери от неприятельского оружия. Это зависело от того, что истинная природа инфекционных болезней в тот «добактериологический» период развития медицины еще не была известна.

Возникновение инфекционных заболеваний связыва­лось с плохими метеорологическими усло­виями (дожди, сырость, ночной холод), нездоровой местностью, испорченным воздухом (миазмы).

Предупреждение инфекционных заболеваний в войсках и борьба с возникшими болезнями регламентировались правилами военно-медицинской полиции, установленными эмпирическим путем. Основными противоэпидемическими мероприятиями признавались просторное размещение солдат, смена лагерной стоянки, ограничение физической нагрузки, питание доброкачественными продуктами, более частое, чем обычно, мытье в бане со сменой белья. Для предупреждения заболеваний натуральной оспой проводились прививки «коровьей оспы».

При появлении инфекционных заболеваний в войсках врачам частей вменялось в обязанность проводить регулярные осмотры солдат с целью выявления заболевших и «слабосильных»; последние считались наиболее подверженными инфекции. Заразные больные направлялись в госпитали, где для них выделялись отдельные помещения.

В этот период эмпирически начали применять для очистки ран, прижиганий, дезодо­рации зловонного раневого отделяемого значительное чис­ло антисептических препаратов (спирт, йод­ная настойка, смолы, деготь и т. п.). Хотя летальность раненых в лечебных учреждениях продолжала оставаться весьма высокой вследствие раневых осложнений и внутригоспитальной инфекции.

Источники:

http://1472-wmkg.ru

https://proza.ru/2012/10/31/711